УКРАЇНСЬКА ПРАВОСЛАВНА ЦЕРКВА

Білоцерківська єпархія

Володарське благочиння

с. Зрайки

Покаяние и Исповедь

Великий Пост самый благоприятный период в году для очищения души и тела. И если для очищения тела необходимо, прежде-всего, разумное воздержание физической стороны нашей жизни, то для очищения души необходим внутренний подвиг или очищение покаянием. Покаяние – это состояние, в котором человек, отвернувшийся от Бога и живший собой, вдруг или постепенно понимает, что его жизнь не может быть полной в том виде, в каком он её переживает. Бывает: человек живет себе спокойно, ничего с ним не происходит особенного. Он как бы "пасется" на поле жизни, щиплет траву, не думает, что над ним небо бездонное, не думает ни о какой опасности, ему жить хорошо. И вдруг что-то случается и обращает его внимание на то, что все не так просто. Это происходит у всех людей по-разному. Кому-то помогает открыть глаза какое-то чудо или стечение дивных обстоятельств, другому слово Святого Евангелия или голос ближнего, третьему скорби житейские или телесные болезни…. Как бы там ни было, но эти обстоятельства заставляют человека серьёзно задуматься над прожитой жизнью и увидеть свой грех. Пусть даже один, но личный терзающий собственную душу, собственную совесть. Начинается суд над собой и вместе с этим судом начинается покаяние. Покаяние – это осознание и ощущение своей греховности и трепетное желание освободить душу от греховной ноши посредством исповеди.

Покаяние и Исповедь это не одно и тоже, но в тоже время эти понятия друг другом не заменимы. Мир так устроен, что никакое зло не останется безнаказанным, и если в жизни человека есть хоть один грех (а их как правило множество), то человек уже сам в себе носит залог своего наказания, так-как «сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1:15) К тому же нужно помнить слова ап. Павла о том, что «всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5:10). Как же быть человеку, который живя 30, 40 или 60… лет вдали от Бога и Церкви, все же смог понять бессмысленность такой жизни и прийти к Вере? За плечами мешок греховных поступков и горечь последствий, впереди – неизвестный период времени и ответственность за грехи, Суд Божий… Он кается, возможно, даже горько кается и рыдает, вечерами сокрушаясь о своих грехах… Может быть этого достаточно? Кто так рассуждает должен понимать, что Иуда тоже каялся после того как предал Христа и не менее горько рыдал осознавая свой поступок, но он не смог донести своё покаяние до исповеди. Если бы Иуда смог найти в себе силы и попросить прощения у Воскресшего Христа, то Господь безусловно простил бы его, как простил Петра, за троекратное отречение. Поэтому, одного лишь раскаяния в содеянном, недостаточно для примирения с Богом. Примирение происходит посредством исповедания своих грехов Христу Богу, в присутствии священника, получившего из уст Спасителя власть прощать грехи (Ин. 20:23) В молитве, которую священник произносит перед исповедью, говорится: "Се чадо, Христос невидимо стоит перед тобою, приемля исповедание твоё. Я же только свидетель". И это надо помнить, потому что мы исповедуемся не священнику, и не он является судьёй наших грехов. Даже Христос в этот момент является больше сострадающим Спасителем, чем Судьёй. На исповеди, священник исполняет роль свидетеля. Но что это за свидетель? Какова его роль? Свидетели бывают различные. Вот случилась авария на дороге. Какой-то человек стоял при дороге и увидел, что случилось. Его спрашивают: "Что произошло?" Ему совершенно все равно, кто прав, кто виноват. Он просто говорит, что он видел своими глазами. Есть другой род свидетеля. На суде один свидетельствует против подсудимого, а другой свидетельствует в его пользу. Так и священник, в то время как грех свидетельствует против человека, он стоит перед Христом и говорит: Господи, прими его, потому что он к Тебе пришёл в покаянии. Прими его. Если мне его жалко, то, конечно, и Тебе его жалко, даже больше, чем мне. Я его спасти не могу. Я могу с ним чем-то поделиться, в чем-то помочь, но Ты можешь его преобразить. Господи помоги ему и помилуй его. По Своей Всемилостивой природе Бог не ведает греха человеческого, которого не смог бы простить, но по Своей Всеправедности – Он не может простить того греха, которого человек не хочет оставить. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды». (1Ин. 1:9)

диакон Ростислав

 Свято-Николаевский храм, г. Каменка  

 

 

Создать бесплатный сайт с uCoz